22.09.2018

Диалог с Иреком Ялаловым

- Главной темой сессии МАГ стала безопасность. Причём это понятие обсуждается в широком смысле – от защиты от таких глобальны вызовов, как террористическая угроза, до финансовой грамотности населения – дабы уберечь горожан от мошенников всех мастей. Почему именно безопасность решили выбрать в качестве фокуса внимания участников нынешнего форума?

- Комплексная безопасность – это очень масштабный, широкий термин, который был сформирован градостроителями, урбанистами где-то 10 лет назад. Во всем мире сейчас этому вопросу уделяется первостепенное внимание, потому что подразумевается целый аспект вопросов безопасности, начиная от безопасности продуктов, заканчивая экологической и промышленной безопасностью. И, конечно, вопросы безопасности очень волнуют всех мэров городов, не только членов Ассамблеи МАГ, но и российских городов. Самое главное – качество и комфорт жизни – одни из главных критериев по мнению горожан. И это безопасность проживания в том или ином городе или населенном пункте. Когда мы решим комплексные вопросы безопасности наших городов, тогда они станут более безопасными, комфортными, дружелюбными, в первую очередь, для самих горожан. Серьезно в этом направлении пробилась столица Казахстана – Астана. Ну, и конечно, лидер – это Москва. Уфа находится в топе первой пятерки городов по обеспечению комплексной безопасности РФ. Мы 4 года подряд признаемся самым безопасным городом ПФО. Это масштабная работа всех служб: и Администрации Уфы, и правоохранительных органов, и контрольно-надзорных, и природоохранных, и общественности, и Правительства. То есть комплексную безопасность невозможно обеспечить какому-то одному учреждению. Это невозможно, это комплексная работа всего гражданского общества.

 

- У нас в стране действует целый ряд организаций, так или иначе объединяющих муниципалитеты. Это – и МАГ, а Союз Российских городов, и вот, оказывается, есть ещё Союз Дальнего Востока и Сибири. Как Вы думаете, имеет ли смысл объединить их в одну организацию? Вырастут ли от этого, скажем, лоббистские возможности сообщества муниципалитетов?

- Я думаю, такой необходимости нет. В России 4 крупные организации, которые объединяют города. Уфа, например, во всех 4 организациях состоит. Допустим Конгресс местного самоуправления при Государственной Думе. У него четкая направленность работы. Возьмем Общероссийский Совет местного самоуправления при Совете федераций. Там аналогичные задачи. Но объединять их смысла нет. Это разные части государственной власти. В Союзе российских городов это объединяет российские города вне зависимости их статуса, численности. Это организации, которые работают только на территории РФ и обеспечивают взаимодействие между российскими городами. Международная Ассамблея – это глобальный проект, который обеспечивает горизонтальные связи между 87 самыми крупными городами бывшего Советского Союза. И, конечно, учитывая специфику, что здесь в основном крупные города-миллионники, есть чуть-чуть другая специфика работы этой организации. Мы работаем в основном по развитию городских агломераций, в вопросах общественной, гуманитарной, культурной связи между странами и городами. Муниципальный уровень быстрый для общения и для выстраивания горизонтальных коммуникаций. Поэтому мы являемся партнером Исполкома СНГ, с коллегами взаимодействуем. Там идет работа на государственном уровне, а у нас на муниципальном.

- Вы являетесь сторонником идеи перераспределения налогов в сторону местных бюджетов. Удалось ли обсудить эту тему с коллегами? На какой стадии сейчас находится реализация данной инициативы?

- Я приведу пример, у нас есть муниципалитеты, где им остаются собственные доходы от 5 до 10% от тех средств, которые муниципалитеты собирают на своей территории. Конечно, эта цифра низкая и если брать пример у китайских друзей, там есть программа 1/3. То есть треть остается в муниципалитете, треть на региональном бюджете, треть уходит в Пекин, в Правительство. У нас структура чуть-чуть другая и от этого страдают все муниципалитеты. Им катастрофически не хватает денег, начиная от программ благоустройства, заканчивая обычным содержанием города. Например, Уфа должна тратить в 5-6 раз больше денег на содержание города, чем сейчас она тратит. Наш город более-менее чистый, аккуратный и красивый только за счет методического мастерства. Поэтому ни одну компанию для уборки города, для содержания городских парков, скверов привлечь невозможно. Ни одна бизнес-структура не будет работать себе в убыток, поэтому мы за то, чтобы мэры крупных городов предусматривали федеральные нормативы, по которым нельзя было ниже определенного уровня назначать нормативы начислений для муниципальных образований. Сейчас таким приоритетом пользуются губернаторы, главы республик и в этом плане, конечно, приходится вступать в дискуссию с коллегами и доказывать те или иные моменты. Если взять нашу совокупность бюджета, то в Уфе должна оставаться ¼ часть. Но у нас бюджет – всего 25 с половиной миллиардов. Для того, чтобы себя уверенно чувствовать, для того, чтобы муниципалитет мог заниматься программами гуманитарными, образовательными, программами здравоохранения, бюджет должен быть как минимум 50 миллиардов. Есть города, где бюджет уже приближается к 45-48 миллиардам рублей. Например, Астана – одинаковая по численности и по площади. Мы практически как города-близнецы, только Астана – это новый, современный город. Там бюджет составляется почти 120 миллиардов рублей. Это без финансирования центрального Правительства. Поэтому главный вопрос, который мы обсуждаем – это, конечно, деньги. Мы должны достучаться до Федерального Правительства, до региональных властей, потому что в первую очередь это спокойствие и комфортное проживание жителей.

- Не могу не спросить о теме, которая касается городов и сейчас вновь выходит в топ федеральных новостей. Речь идёт об идее распространить московский опыт реновации по всей России. У населения это в первую очередь ассоциируется со сносом хрущёвок. Обсуждали ли Вы эту тему с коллегами в ходе нынешнего форума? Какие мнения были высказаны?

- Это правильное решение городских властей. Я поддерживаю обеими руками Сергея Семеновича Собянина. Во-первых, нужно иметь мужество, чтобы решиться на это. Во-вторых, это действительно масштабный проект, который улучшит всю инфраструктуру Москвы. На месте старых хрущевок появятся дома с современным инженерным оборудованием, квартальными сетями, современным благоустройством, безопасной средой. В Уфе 1700 хрущевок. Они были построены в 1960-75 годах. Срок службы этих домов определялся в 50 лет. Дома постройки 60-х годов, нужно было в 2010 году демонтировать. В результате технического обслуживания и капитального ремонта, постоянно продлевается срок эксплуатаций этих сооружений. Они морально и физически устарели. Конечно, эту программу нужно развивать. Мэры крупных городов считают, что нужно разработать федеральную программу на основании региональной и муниципальной программы. Обязательно должно быть федеральное финансирование для того, чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки. Для Уфы нужен 1 миллиард рублей, чтобы запустить процесс. Можно переселять людей в соседние дома. Я считаю, это очень верное решение. Потому что пройдет 10-15 лет, ситуация будет просто катастрофическая. У меня часто спрашивают: «Неужели нельзя сносить одноэтажные, двухэтажные бараки». Но все должно быть комплексно. Это как с Бельским мостом. Ни один руководитель не возьмет на себя ответственность продлить срок эксплуатации. С 1700 домов люди пойдут в землянки что ли жить? Этот вопрос остро стоит для всех индустриальных городов.

- На недавнем оперативном совещании была обнародована информация о планах развития дорожной инфраструктуры нашего города. Новый мост в створе улицы Интернациональная, продолжение улицы Кувыкина до Пугачёвской, продолжение проспекта Салавата Юлаева до черниковской промзоны – думаю, подавляющее большинство уфимских автомобилистов ждут этого с большой надеждой. При каких условиях всё это будет реализовано в указанные сроки?

- Я хотел бы вернуться на 8 лет назад, в 2010 год, когда в Уфе была презентована транспортная система нашего города. Тогда были поддержаны предложения городской Администрации и Рустэм Закиевич дал конкретное поручение по ряду направлений, в том числе мостовых сооружений, транспортных развязок, коммуникаций и после этого мы приступили к реализации этой программы, этих поручений. Первые объекты сразу же появились. Мы разработали документацию еще по трем мостовым переходам: это на Бельском направлении, в створе улицы Интернациональной и капитальный ремонт Шакшинского и старого Затоноского моста. Мост в створе улицы Интернациональной важен городу по двум основным причинам: первая – решение транспортных проблем северной части города и вторая – вопрос обеспечения промышленной безопасности и эвакуации населения с уфимского полуострова. Для того, чтобы это осуществить, нам не хватает 10 мостов. Поэтому, если будут построены эти 3 моста, ситуация поменяется и улучшит транспортную инфраструктуру. Поэтому в ближайшие 7 лет желательно бы построить эти три моста и отремонтировать два существующих, и потом постепенно, при наличии средств реализовывать проекты по другим мостовым переходам. Для того, чтобы обеспечить транспортный трафик, у нас есть предложение почти 10 км проспекта Салавата Юлаева еще построить. Таким образом мы создадим современную систему транспорта. Весь мир сейчас делает ставку на два вида транспорта: это ЛРТ – легкорельсовое транспортное средство (надземное метро) и электробусы. Они во всех крупных городах развиваются.

- Говоря об Уфе: придя на пост мэра на рубеже 2011-2012 годов, Вы стали последовательно проводить линию по обновлению зелёных насаждений. Снос старых деревьев, высадка крупномеров дали возможность расширить дороги, а возможно, спасли не одну человеческую жизнь, когда на наш город налетал сильный ветер. Программа по сносу старых деревьев завершена?

- Уфа – большой город, 720 квадратных километров, из них 220 квадратных километров – это городские леса, 80 – парки и скверы. Вопрос модернизации всего зеленого фасада города стоит очень остро. Где-то мы навели порядок. У нас очень сложная ситуация в Орджоникидзевском районе, там тополя 40-50-х годов посадки представляют серьезную угрозу жизни населения, инженерному оборудованию. Многие деревья повреждают инженерные коммуникации своими корнями. Поэтому модернизация – это наша стандартная программа, которую мы реализуем. Мы работаем по программе высадки крупномеров. На место одного срубленного дерева раньше сажалось 2 дерева, сейчас мы довели этот норматив до 4 деревьев. Крупномерами мы считаем деревья, которые высаживаются специализированной машиной вместе с корневой системой, высотой от 2 до 6 метров. Приживаемость – 95,5%. Все деревья, которые были посажены 10 лет назад по улице Кирова, сейчас превратились в рощи.

 

- И ещё один вопрос личного характера: за эти шесть с половиной лет, изменились ли Ваши взгляды? Может, Вы стали по-другому смотреть на определённые вещи? Что можно назвать самым ценным полученным опытом и сделанными выводами за время руководства столичной администрацией?

- Я бы разбил достижения или успехи на две части: первая – то, что мы сделали в инженерном плане, это тема подземного города. За эти 7 лет мы провели масштабную работу вместе с коллегами из энергетических компаний, ресурсоснабжающих компаний, промышленных предприятий по модернизации сетевого хозяйства и оборудования систем жизнеобеспечения. Построены десятки перемычек на инженерных сетях, на газовых, тепловых, водопроводных сетях, которые повысили надежность водо-, тепло- и газоснабжения нашего города. Я считаю это главным, потому что это вопрос очень специфический и хорошо, что подобралась очень профессиональная команда и нам удалось реализовать эту программу. Заложена масштабная программа преобразования города, рассчитанная на 10 лет. Все уже сформировано, в том числе и по финансированию.

То, что касается человеческих вещей, мне кажется, я за эти годы стал намного добрее, потому что я всегда был достаточно жестким руководителем. Конечно, работа в муниципалитете позволяет много общаться с уфимцами, горожанами, видеть очень много беды. Очень много трагедий и техногенного, и личностного характера в городе происходит. Мне кажется, я стал добрее.