03.10.2016

С начала года в Башкортостане зафиксировано более 200 киберкраж

При этом вернуть деньги обманутым обладателям банковских карт удается не во всех случаях. Технический прогресс не стоит на месте, и в ногу со временем идут и интернет-мошенники.

Ляйсан Газизуллина стала жертвой кибер-мошенников. В 2014 году девушка приобрела в Сбербанке кредитную карту на 24 тысячи рублей. На тот момент она была уверена в защите своих средств. Но через месяц ее муж обнаружил на счету нулевой баланс.

«На заправку заехали заправляться, и нам сказали, что у нас заблокирована карта. Поскольку мы не знали в чем дело, позвонили на «горячую линию». Нам сказали, что в связи с тем, что сработала служба безопасности, обратиться уже туда, где мы непосредственно получали карту», - рассказывает Руслан Хаиров.

Семья выяснила: в течение месяца неизвестными с их карты списывались деньги 8 раз по три тысячи рублей. От своего имени Ляйсан обратилась в банк с просьбой вернуть средства. Деньги не возместили, ссылаясь на отсутствие основания.

«Последнее обращение от клиентки Сбербанк рассматривал в 2014 году. И по результатам проверки оснований для возврата денежных средств не было. Мы готовы повторно рассмотреть вопрос, если будут представлены новые сведения, доказывающие, что средства со счета были списаны в результате мошеннических действий. И мы рекомендуем девушке обратиться в полицию», - отвечает Управляющий Башкирским отделением Сбербанка Марат Мансуров.

Обращение в полицию также не увенчалось успехом. Лишь после третьего заявления ее признали потерпевшей, говорит Ляйсан. Но даже это, по словам клиентки банка, проблему не решило. Прояснение в деле поступило от программистов. По их предположению, деньги могли быть списаны из-за компьютерных вирусов. В правоохранительных органах этот вариант мошенничества не исключили.

Пока шли выяснения причин списания денег, в суде в отсутствие ответчиков вынесли решение об обязательной выплате долга по кредитной карте ее владельцами. Никаких повесток семье не приходило, говорит девушка. Ляйсан написала заявление об отмене заочного судебного решения, но ей было отказано. Адвокат семьи этот факт считает незаконным.

«Суд утверждает, что была извещена надлежащим образом. Неоднократно были повестки, но она не являлась в суд, тем самым злоупотребляла своими правами. Но, тем не менее, в повестке указано: истек срок хранения. То есть не написано, отказывалась она от принятия повесток, вручались ли данные повестки, или другие члены семьи принимали повестки. Данный момент невозможно установить», - говорит адвокат Башкирской республиканской коллегии адвокатов Марсель Уразбахтин.

Девушка не сдается - 27 сентября она составила частную жалобу, которую также отклонили, но посоветовали подать апелляцию. К слову, сделать это Ляйсан собирается сегодня, а через пару дней планирует расторгнуть договор со Сбербанком, чтобы заморозить счет. Ведь за два года из-за процентов долг вырос на 8 тысяч рублей. Но независимые юристы считают - правда на стороне семьи.

«Я считаю, что это необоснованный отказ. Значит, банк не смог защитить ваши денежные средства. Вот и все. Мошенничество в сфере кибернетики на сегодняшний день разнообразно. В первую очередь, юристы советуют быть предельно осторожными. В интернет-магазинах, социальных сетях и просто незнакомым людям указывать данные банковских карт нельзя», - говорит представитель Ассоциации юристов г. Уфа Анна Овчинникова.

Сообщать данные банковских карт незнакомым людям и в социальных сетях нельзя. В случае исчезновения денежных средств следует в течение месяца обратиться в соответствующий банк с заявлением в двух экземплярах. Если же в рассмотрении жалобы отказано, необходимо направить иск в суд по направлению защиты прав потребителей.



Автор: Гульнара Ситдикова