19.12.2017

В правительстве обсудили вопросы совершенствования системы работы контрольно-надзорных органов

Руководители ведомств ищут идеальную модель, при которой малый бизнес окажется под контролем, но не будет зажат в тиски.

Обманутых дольщиков, разрушающихся новостроек, число несчастных случаев и травм на производстве могло бы быть меньше, если проверяющие органы своей целью видели бы "не найти как можно больше нарушений и за это наказать", а направлять силы на их профилактику и предупреждение. Об этом говорил Рустэм Хамитов на совещании по совершенствованию системы работы контрольно-надзорных органов региона.

«Надо уходить, насколько это возможно, от «карающей» модели работы к «корректирующей», «помогающей». Работа наших контрольно-надзорных органов должна оцениваться не по объёму отчётов, числу проверок, выданных предписаний, сумме выписанных штрафов. Основным показателем её качества должно стать улучшение реальных показателей безопасности граждан, качества бизнес-процессов», - говорит Глава РБ Рустэм Хамитов.


Для того, чтобы освободить малый бизнес от постоянного потока контролеров, в республике планируется перейти на рискоориентированный подход. То есть, если деятельность бизнесмена не несет серьезной угрозы окружающей среде, здоровью и жизни населения, то частота проверок будет низкой. Надзорные органы должны работать больше с теми бизнесменами, чье дело находится в зоне повышенного риска.

«Цели реформы- снижение к 2025 году административной нагрузки на бизнес в два раза, уменьшение ущерба охраняемым законным ценностям в два раза. А также уменьшение на 30% материального ущерба», - комментирует зам.премьер-министра правительства РБ, руководитель аппарата РБ Илшат Тажетдинов.


С учетом рискоориентиорованного подхода, в 2018 году количество плановых визитов надзорных органов сократится на 20%. Казалось бы, предприниматели смогут задышать свободнее. Но в республике растет так называемый "потребительский экстремизм". Недовольные клиенты и конкуренты анонимно направляют жалобы, на которые контролирующие ведомства обязаны реагировать. Так что в регионе число внеплановых проверок становится больше.

«Это серьезная проблема, связанная с анонимками. Увеличилось количество обращений. Это один из способов конкурентной борьбы, недобросовестная конкуренция, недобросовестное партнерство. А с другой стороны это так называемый потребительский экстремизм. Сегодня он как-то набирает силу. Люди понимают, что могут добивать неугодного, чем-то не угодившего ему предпринимателя путем постоянного направления писем», - сообщил уполномоченный по защите прав предпринимателей в РБ Рафаиль Гибадуллин.


И лекарства от этой болезни пока нет. Так же, как и нет удовлетворительных результатов в борьбе с коррупцией. В Башкортостане проверяющие все так и норовят залезть в карманы бизнесменов.

«Мы тут требуем, борьба с коррупцией, не наседать на малый бизнес, не требовать с них денег. Да, количество проверок уменьшилось. Но покушений количества на то, чтобы получить вознаграждение за непроведение проверки, за смягчение результатов проверки возросло. И что? Чего добились? Вот огромная система контролирующих структур, чего вы добились? То, что бизнес в 2016 году вашу работу оценил на единицу с точки зрения коррупционной направленности», - заявил Глава РБ Рустэм Хамитов.


По итогам этого совещания, рабочая группа должна разработать программу по улучшению качества работы контролирующих ведомств. Чтобы добросовестные бизнесмены не жили в ожидании визита гостей, готовых любой ценой найти за что наказать.