Новости
21 марта во всем мире отмечается Международный день кукольника
18 лет назад иранец Дживад Золфагарихо предложил учредить для работников этой актерской профессии профессиональный праздник. Чем сегодня живет башкирский театр кукол?
«Жираф и носорог» – детский спектакль на сцене идёт уже не первый год. Теперь его выпустят в новых декорациях. Поучительную историю башкирского государственного театра кукол увидят не только уфимцы, но и публика в других городах. Зритель видит действие кукол, слышит звуки и невозможно сразу представить, что ими вообще кто-то управляет.
За ширмой все по-другому. Нужно произнести текст с эмоцией и вложить энергию в куклу. При этом уместиться на пятачке и вовремя оживить персонаж. Если драматический актер работает своим телом, то в театре кукол все иначе.
«У актера театра кукол есть еще кукла – неживой предмет любой формы. Это может быть не просто кукла, это может быть любой предмет, это еще одна преграда между зрителем и психофизикой актера и в этом разница. Актер-кукольник он пропускает через себя, через свое сердце, свои мысли, физическое тело и уже как продолжение физического тела твоя душа передается этому неживому существу и он оживает. А иногда, когда принимает любовь от тебя, то начинает жить отдельно от себя», - рассказывает режиссер Башкирского государственного театра кукол Ольга Штырляева.
А вот чтобы неодушевлённых предмет стал куклой, ему предстоит пройти массу метаморфоз. Реквизит к каждому спектаклю художники готовят здесь же, в театре. Сначала эскизы, потом отливка форм из глины и гипсовые слепки. Уже из них делают формы из папье-маше и механическую часть. Также готовится и сама постановка. На уменьшенной копии сцены, выстраивают будущие декорации. В театре кукол сейчас готовят несколько постановок.
«Русская труппа подходит к завершению над спектаклем по программе сохранения языков. Взята в работу сказка «Лиса-сирота». Спектакль тоже будет премьерным следующего сезона. Так что работа кипит», - говорит главный режиссер и директор Башкирского государственного театра кукол Альберт Имамутдинов.
В театре хранятся несколько сотен кукол. Все рано или поздно они снова появляются на сцене. Спектакли обновляются по мере появления новых поколений юных зрителей. И куклы снова оживают в руках актеров.