Исмагил Шангереев: Аферист с большой буквы – Николай Савин
16.05.2022

Исмагил Шангереев: Аферист с большой буквы – Николай Савин

История хранит немало невероятных случаев, когда аферист демонстрировал поистине невероятные способности и способен был совершить, казалось, невозможное.


«Возьмем, наконец, корнета Савина. Аферист - выдающийся…» - так в романе «Золотой теленок» отзывался о Николае Савине Остап Бендер.


Да, с Остапом Бендером не поспоришь. При этом, надо сказать, что о Савине существует множество противоречащих друг другу источников, которые можно дифференцировать на воспоминания самого Савина и официальные документы (записи допросов, судебные протоколы и т.д.). Свои воспоминания Савин надиктовал писателю В. А. Гиляровскому – автору авантюрного рассказа «Корнет Савин».


Образ Николая Савина – неотразимого афериста хорошо отражен в газетах и журналах начала ХХ века. Читаем «Петербургский листок» от 14 сентября 1903 года: «Савин, иначе граф Тулуз-де-Лотрек, представляет собой, без сомнения, не дюжинную в своем роде личность… Красавец собой, роста в косую сажень, будучи в молодости корнетом, он был в то время видным представителем петербургской золотой молодежи».


Пользуясь своей образованностью и совершенным знанием иностранных языков, Савин присвоил себе выдуманное имя графа Тулуз-де-Лотрека и вращался в обществе, которое служило ему надежным прикрытием для ловкого скрытия преступных проделок. Его аферы были изящны и просты. Так, в Ницце он кладет на депозит в отеле конверт, в котором находятся 10 000 франков, но успевает подменить его другим конвертом с нарезаной газетной бумагой. Через некоторое время, он является со свидетелями и требует деньги, находящиеся в отеле на депозите. В конверте оказывается нарезанная газетная бумага и Савин получает с извинениями 10 000 тысяч франков.  


Однако, не всегда все было так безоблачно. Читаем «Петроградскую газету», за май 1909 года: «Знаменитый корнет Савин, русский дворянин, американский гражданин, канадский граф и князь, претендент на болгарский престол, в настоящее время находится в копенгагенской тюрьме».


Февральская революция в России становится для Савина временем больших возможностей. Свободу он получает не просто так, а по личному указанию своего друга Александра Керенского. И не только свободу, но и достаточно ответственную должность начальника караула Зимнего дворца.


Однако, должность для Николая Савина была лишь, как теперь бы сказали, платформой для масштабной аферы. Волею случая Савин заполучил редкий шанс проявить свой криминальный талант выйдя на американского миллионера, желающего заработать на приобретении Зимнего дворца. Американец, в силу ментальности людей Нового Света, почему-то решил, что Зимний дворец можно разобрать на кирпичики в Петербурге и собрать где-нибудь на Диком Западе.


Пользуясь своим служебным положением, Савин раздобыл клочок гербовой бумаги, наскоро составил текст договора, скрепив его «печатью» (оттиском монеты с двуглавым орлом) и раздобыл связку ржавых ключей. Наивный покупатель прижал к сердцу ключи и документ купли-продажи, подтверждающий его право собственности, и рассчитался как договорились, вручив «хозяину» Зимнего дворца два чемодана долларов, в которых было ровно два миллиона.     


Хэппи-энда по-американски не получилось. Когда рабочие приехали демонтировать Зимний дворец, предъявленная ими  "купчая" оказалась обычным долговым обязательством с припиской "Дураков не сеют, не жнут". 


Эта афера Николая Савина осталась в истории, наряду с «продажей» Эйфелевой башни, примером особо проявления криминального таланта, удивительно глубокого знания психологии людей, так называемого, дикого капитализма.

 

Исмагил Шангареев