09.03.2017

Производительность труда в исправительных учреждениях увеличивается

Трудовые будни за колючей проволокой. В Башкортостане набирает обороты производство в исправительных учреждениях. Осужденные не только осваивают профессии, но и зарабатывают деньги. Соответственно, производство приносит пользу и бюджету. Например, только в прошлом году  колония №3 в Шакше, известная в народе как «Три пингвина», принесла в казну 54 миллиона рублей.

Всех, кто попал  исправительную колонию №3, строгого режима встречают вот эти три пингвина на льдине. Этот памятник стал уже своего рода брендом учреждения. Дело в том, что птицы ведут колониальный образ жизни, а льдина означает изоляцию.

За качество в этом цехе отвечают. За колючей проволокой свои понятия, так что брак не приветствуется. Это на свободе швеями работают в основном женщины. Здесь, в колонии их нет. Так что сильная половина человечества успешно овладевает ранее незнакомыми производственными навыками. Тем более что в мировой практике так повелось, что лучшие Кутюрье и кулинары - мужчины. Эти, к примеру, ежемесячно пополняют казну на 3 миллиона рублей.

«Много чего познаешь для себя, даже эти мелочи, что-то подшить, пришить, если раньше мы обращались к родителям, то теперь могу сделать и сам»,рассказывает осужденный Василий Подлесный.

Рабочий день в колонии восьмичасовой, с перерывом на обед. Зарплата в конце месяца зависит от выработки каждого. В общем, условия труда здесь особо не отличаются от работы любого швейного предприятия где-нибудь за периметром колонии. Разве, что за дисциплиной работников руководство следит особенно пристально.

«У нас в учреждении действует профессиональное училище №145, обучают по специальностям швеи различных разрядов, операторы швейного оборудования, то есть непосредственно человек не только может шить, но уже и разбирается в машинках, ремонтирует», говорит начальник производственного отдела центра трудовой адаптации осужденных Алексей Балашов.

Многие, оказавшись в заключении, впервые начинают работать. Таким образом, вместе с отбытым сроком отсчитывая и трудовой стаж. Рауль Садыков сидит за особо тяжкое преступление. Здесь, за колючей проволокой открыл в себе новый талант. Строитель. Теперь об арбалитовых блоках готов говорить сутки напролет. А в качестве приятного бонуса, пусть и небольшое, но вознаграждение за труд.

«Столкнулся с производством в учреждении, изготавливаем блоки, очень хорошие, дома можно строить, я бы себе дом построил бы», поделился планами осужденный Рауль Садыков.

В ИК №3 есть свой храм, мечеть, школа и профессиональное училище. Если бы не вышки и охрана, это место можно было бы сравнить с детским спортивным лагерем, но у здешних осужденных недетские страницы в биографии. Сидят за кражи, грабежи и убийства. Многим суд, кроме сроков заключения, постановил оплатить причиненный ущерб или вернуть долги потерпевшим. В таком случае часть зарплаты отчисляется в счет должника, остальное кладут на счет осужденного.

«Обязанность осужденного трудиться там, где ему указано администрацией, предусмотрено законодательством Российской Федерацией, но мы, выполняя свои обязанности по трудоустройству, естественно учитываем пожелания осужденных. На сегодняшний момент для восстановления социальной справедливости на производстве используется практически 86% осужденных, имеющих исковые требования, которые погашают их 13-46», говорит о том, как выстроена работа заместитель начальника колонии ФКУ ИК-3 УФСИН России по РБ  Денис Даньшин.

Для осуждённых - это не только воспитательная мера, но и способ адаптации к будущей свободной жизни, а для кого-то даже возможность наполнить смыслом пребывание за колючей проволокой. Так считает Роман Фокин. Мужчина в местах отдаленных не в первый раз, за время, проведенное за решеткой, овладел несколькими профессиями.

«Пойти работать в пекарню привлекло еще предыдущее отбывание наказания в исправительной колонии №9, там я тоже работал в хозяйственной обслуге в столовой, работал с хлебом, и нравилось мне и запах хлеба и хотелось для себя научиться, чего - то в жизни достичь, так как не получилось у меня этого сделать на свободе», — рассказывает осужденный Роман Фокин.

Работа работой, а обед строго по расписанию. Кормят арестантов, конечно не бабушкиными пирожками, но местным обитателям нравится. Вкусно и питательно, отзываются осужденные. А по праздникам бывают пельмени, салаты и даже пирожные.

«Кормят отлично, всех все устраивает, первое, второе, компот, пайки хорошие, все сыты и ужин и завтрак и все отлично»,говорит сытый осужденный Тимур Султанов.

Оказавшись в местах лишения свободы, эти люди являются куда более ответственными работниками, чем многие их коллеги на воле, говорят сотрудники колонии. Мотивации больше, нет соблазнов, прогулять работу, да и уйти с производства в менеджеры или менчердайзеры здесь никто не стремится. И, что самое главное, качественная работа открывает не только возможность подзаработать, но и прокладывает скорый путь на волю.